Академическая мобильность членов СНО
Студенты Пензенского государственного университета с 18 по 29 сентября проходят обучение в стартап-школе в Полесском государственном университете (Республика Беларусь).
Обучение организованно в целях совершенствования механизмов вовлечения студентов в научно-исследовательскую и инновационную деятельность, формирования российско-белорусских университетских команд в области проектного менеджмента и на основании плана мероприятий проекта СНО — акселератор «Быть в науке — значит быть первым» (соглашение о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий от 15 июня 2023 г. № 075-15-2023-546). Обучение проходит с использованием дистанционных образовательных технологий.
В первый день, 18 сентября, студенты познакомились с организаторами обучения: заместителем декана факультета экономики и финансов по воспитательной работе Юлией Тихоновской, заместителем декана факультета экономики и финансов по научной работе Аленой Панюсько, заведующей лабораторией «Бизнес-центр» Анна Хомич.
В ходе беседы студенты рассказали о себе, после чего приступили к онлайн-занятиям по программе обучающих курсов.
Студенты Пензенского государственного университета представили свои научные исследования на XXXII Международной научно-технической конференции «Современные технологии в задачах управления, автоматики и обработки информации». Мероприятие прошло с 14 по 20 сентября на базе спортивно-оздоровительного комплекса «Радуга» Донского государственного технического университета в поселке Дивноморское Краснодарского края.
Конференция, посвященная широкому кругу вопросов современных технологий управления и обработки информации, привлекла большое число специалистов, и, в первую очередь, молодых ученых и аспирантов.
Во время пленарных и секционных выступлений заслушивались доклады как признанных ученых, так и молодых исследователей — студентов, магистрантов и аспирантов. Был рассмотрен ряд современных проблем построения информационных и управляющих систем, в том числе применение искусственного интеллекта для технических задач, новые информационные технологии, средства автоматизации и телекоммуникаций, новые технологии в энергетике.
Результаты своих научных исследований продемонстрировали представители более 10 российских вузов, в том числе и 10 студентов и магистрантов факультета вычислительной техники и факультета информационных технологий и электроники Пензенского государственного университета.
По итогам конференции дипломом I степени награжден магистрант 2-го года обучения ФВТ Евгений Гришин, представивший доклад «Рекомендательная система на основе графовой модели». Дипломом III степени были награждены студенты 4-го курса ФВТ Даниил Дьячков и Александр Кудашов за доклад «Оптимизированное представление базы знаний экспертной системы».
По результатам конференции был подготовлен сборник статей с тезисами докладов, который будет проиндексирован в РИНЦ.
Студенты Пензенского государственного университета со 2 по 5 октября проходят обучение в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина. После освоения интенсива студенческая молодежь приобретет навыки эффективного общения, необходимые для решения личных и профессиональных задач.
Обучение проходит в целях совершенствования механизмов вовлечения студентов в научно-исследовательскую и инновационную деятельность и на основании плана мероприятий проекта «СНО-акселератор: Быть в науке — значит быть первым» (соглашение о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий от 15 июня 2023 г. № 075-15-2023-546). Обучение проходит по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Тренинг эффективного общения».
Программа включает четыре раздела:
— «Способы повышения эффективности общения как обмена информацией»;
— «Способы повышения эффективности общения как восприятия и понимания людьми друг друга»;
— «Способы повышения эффективности общения как взаимодействия»;
— «Способы предотвращения и локализации конфликтов в межличностном общении».
«Проблемы повышения коммуникативной компетентности студентов объясняется значительной ролью межличностного общения во всех сферах деятельности человека. Общение с людьми является неотъемлемой частью работы преподавателей, врачей, правоведов, журналистов, работников коммунального сервиса, туристического бизнеса, руководителей всех уровней. Особое место коммуникативные навыки занимают в будущей профессиональной деятельности студента педагогического университета, составляя основу педагогического труда и напрямую обеспечивая его эффективность», — поделились представители Мининского университета.
После освоения программы и успешного прохождения итоговой аттестации студентам ПГУ выдадут справки о прохождении обучения.
В Москве подвели итоги XVIII Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива». Представители Юридического института Пензенского госуниверситета стали победителями и призерами и пополнили копилку вуза следующими наградами: дипломом победителя и нагрудным знаком «Депутатский резерв», одним дипломом 1-й степени, двумя дипломами 2-й степени.
Всероссийский конкурс молодежи образовательных и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» направлен на привлечение молодежи к государственному управлению через ее участие в законотворческой деятельности. Участники готовят работы по следующим направлениям: государственное строительство и конституционные права граждан; экономическая политика; социальная политика; образование, наука, здравоохранение и культура; бюджетное, налоговое и финансовое законодательство; оборона и безопасность; молодежная политика; энергетическая политика; региональное законодательство; миграционное законодательство.
Отборочный этап конкурса проходил с июля по сентябрь. В очном этапе, который прошел с 9 по 11 октября, конкурсантам предстояло выступить со своей исследовательской работой перед экспертами. Награждение призеров и победителей состоялось в Конгресс-центре ГК «Космос» в Москве.
Среди победителей и призеров конкурса — студенческая молодежь Пензенского государственного университета.
Дипломом победителя и нагрудным знаком «Депутатский резерв» награжден студент Юридического института Владимир Фомин. Научный руководитель — канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины» ПГУ Ольга Елистратова.
В своей работе «Необходимость реформирования института присяжных заседателей в российском судопроизводстве» он проводит всесторонний анализ института присяжных заседателей. В работе приводятся и раскрываются проблемы, существующие в настоящее время и требующие правового разрешения, а также пути их преодоления.
«Актуальность обусловлена необходимостью перемен, связанных с деятельностью этого института. Выбор моей темы — это необходимость реформирования этого института в России ввиду несовершенства его механизма», — рассказал Владимир Фомин.
По его словам, стоит рассмотреть вопрос о расширении списка преступлений, которые могут рассматриваться с участием присяжных заседателей. Это повысит значение института присяжных заседателей. Он предлагает ввести образовательный ценз для кандидатов в присяжные заседатели путем внесения изменения в закон о том, что кандидат в присяжные заседатели должен иметь среднее образование или выше.
«Отправление правосудия — ответственное дело, влекущее серьезные последствия. Я считаю, заниматься им следует человеку, обладающему жизненным опытом, и грамотному. Например, ставя в письменном виде вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями, судья указывает, виновен ли подсудимый в умышленном причинении смерти потерпевшему? Но для того, чтобы правильно ответить, нужно понимать, что такое умышленность, имела ли она место по данному уголовному делу, почему в вопросе идет речь о причинении смерти, а не об убийстве? Думаю, что человеку, не имеющему хотя бы среднего образования, в этом будет трудно разобраться», — рассказывает Владимир.
Кроме того, он предлагает упростить опросный лист, в котором присяжные отвечают на поставленные судом вопросы по существу уголовного дела (ст. 338 УПК РФ).
«Как видно из практики, сейчас предъявленное подсудимому обвинение разбивают на вопросы, которые порой непонятны для непрофессионала. Это влечет многочисленные ошибки в ответах. Возможно, следует просто спрашивать, доказано ли то обвинение, которое предъявлено подсудимому, предусмотрев при этом ответы „да”, „нет”, „лишь в части”. Обязать председательствующего в напутственном слове подробно разъяснять все юридические тонкости, которые могут быть непонятны для присяжных заседателей, а текст напутственного слова вручать им перед удалением в совещательную комнату», — продолжил студент.
Среди прочего победитель конкурса предлагает:
— добиваться сокращения сроков рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей;
— увеличить количество запасных заседателей;
— ввести ответственность для тех, кто игнорирует повестки и уклоняется от исполнения обязанностей присяжного заседателя;
— увеличить вознаграждение и предусмотреть иные социальные гарантии для присяжных заседателей (в том числе сохранение за ними работы в период рассмотрения дела);
— ужесточить предусмотренную ст. 258 УПК РФ ответственность для лиц, участвующих в судебном заседании и нарушающих установленный УПК РФ его порядок;
— ввести практику работы психолога с присяжными заседателями.
Диплом I степени получила студентка Юридического института Маргарита Понамарева за исследовательскую работу «Преступность несовершеннолетних в России: состояние и путь преодоления». Научный руководитель — канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины», заместитель директора Юридического института по научной работе Алена Гусева.
Маргарита рассказала, что ее исследование отвечает запросам современной юридической науки и реальности:
«На ежегодном заседании коллегии МВД России 2022 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин приказал усовершенствовать систему профилактики предупреждения совершения деяний несовершеннолетними. Эта тема также стала центральной в докладе по правам ребенка при Президенте РФ Марии Алексеевной Львовой-Беловой. Глава Следственного комитета РФ Александр Иванович Бастрыкин отметил рост преступности несовершеннолетних».
Она предлагает дополнить ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» новым пунктом.
«Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел будут участвовать в работе по доведению базовых норм законодательства в сфере правового воспитания молодежи в образовательных организациях и в профессиональных образовательных организациях», — поделилась Маргарита.
Она также предлагает ввести правовые занятия при непосредственном участии сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних.
«Это повысит правовую грамотность обучающегося. Отнюдь несовершеннолетний будет обладать правовыми знаниями в области применения мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю или преступнику. Будет понимать характер негативных последствий за совершение того или иного деяния», — добавила студентка.
Она предполагает, что общественный порядок и общественная безопасность Российской Федерации станут стабильнее после нововведений.
«Россия будет способна отвечать внешним угрозам и попыткам агрессоров в дестабилизации российского общества. Так как дети России — будущее нашей страны!» — уверена Маргарита Понамарева.
Дипломами II степени удостоены студентки Юридического института Аида Геворгян и Ирина Сумбаева. Научный руководитель — канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины» ПГУ Валерия Данилова.
В настоящее время одним из наиболее приоритетных направлений развития российской уголовно-процессуальной науки является изучение и совершенствование механизмов обеспечения прав и свобод личности. Это обусловлено: переходом Российской Федерации к существующим политическим и социально-экономическим отношениям; ратификацией международно-правовых документов в этой области; проводимой судебной реформой, заложившей качественно новые концептуальные подходы к предварительному расследованию и судебному разбирательству уголовных дел. Поэтому Аида решила исследовать тему «Охраны прав и свобод человека и гражданина».
«Охрана прав и свобод человека и гражданина — одна из важнейших правовых основ, на которых зиждется вся концепция современной модели российского уголовного судопроизводства. Отказ от этой ценности или ее существенное изменение отбросит уголовный процесс далеко в прошлое и тем самым перечеркнет усилия многих ученых-процессуалистов, движимых идеями заботы об интересах личности как смысле и цели уголовной юрисдикции. На сегодняшний день в науке уголовно-процессуального права не сложилось единой концепции принципа охраны прав и свобод человека и гражданина», — поделилась Аида Геворгян.
Для обеспечения безопасности участников судебного разбирательства серьезную проблему представляет норма законов, предусматривающая право стороны защиты ходатайствовать о раскрытии подлинных сведений о личности свидетеля. Закон предоставляет такое право в случае, если это требуется для реализации права подсудимого на защиту. При наличии подобного ходатайства суд имеет право ознакомить сторону защиты с личными данными свидетеля, которому обеспечивается безопасность.
Студентка предлагает дополнить ст. 278 УПК РФ ч. 7. А именно: в случае удовлетворения ходатайства о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания, суд обязан предоставить ему адвоката, пользующегося правами, предусмотренными ч. 2 ст. 53 настоящего кодекса.
«Эта проблема очень важна, поэтому я буду продолжать рассматривать и развивать эту тему», — добавила Аида.
Ирина Сумбаева работала по теме «Защита прав в цифровом пространстве».
«Возникновение индустрии обработки информации привело к появлению индустрии защиты информации с железной необходимостью. Я предлагаю внести изменения в ст. 137 УК РФ», — рассказала студентка.
Она предлагает эту статью изложить в иной редакции, где за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица преступники будут наказываться штрафом в размере до миллиона рублей либо другими административными или уголовными взысканиями. Меры наказания Ирина предлагает и для банковской сферы в случае нарушения этой статьи. К тому же, она предлагает ряд мер по борьбе с правонарушениями в сфере защиты персональных данных.
«В наше время доступ к чужим цифровым данным должен быть запрещен и наказан. Так как очень много случаев распространения информации без согласия. Я считаю, что это право должно защищать информацию», — уверена Ирина Сумбаева.
Студенты-победители конкурса «Законотворческая инициатива» собираются продолжать развивать выбранные тематики. По их словам, предложенные нововведения должны рассматриваться на федеральном уровне.
«В моих планах продолжить изучение темы для глубокого ее анализа, а также найти иные пути решения существующих проблем. Победа в конкурсе для меня имеет особую ценность. Эта награда означает, что я двигаюсь в правильном направлении», — поделился Владимир Фомин.
Студенты Пензенского государственного университета с 9 по 12 октября проходят обучение в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С. П. Королёва. Обучение проходит по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Современные механизмы привлечения ресурсов для научной деятельности».
Программа включает в себя 9 разделов:
— Что такое «Исследовательский протокол» и его применение при организации научной деятельности.
— Мировые научные тренды. Национальная политика в области научно-исследовательской деятельности, в том числе в условиях санкций.
— Обзор стратегических документов РФ в области научной деятельности. Основные термины и понятия.
— Модели исследовательского коллектива.
— Обзор источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
— Методика создания портфолио исследователя/ученого.
— Как «читать» конкурсную документацию. Критерии оценивания при проведении экспертизы заявок. Основные ошибки и удачные примеры кейсов.
— Заполнение заявки на конкурс грантов, конкурсный отбор на получение стипендий Президента РФ, Правительства РФ, именных стипендий для обучающихся.
— Встреча с экспертами по участию в конкурсах и поиску своего научного пути.
После освоения программы и успешного прохождения итоговой аттестации студентам ПГУ выдадут документы о повышении квалификации.
Студенты Пензенского государственного университета с 21 по 23 ноября проходят обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Креативность как методологический принцип лидерства в профессиональной сфере». В течение трех дней представителей ПГУ будут обучать в Казанском национальном исследовательском технологическом университете.
Программа включает в себя четыре раздела:
— «Креативность. Интеллектуальные предпосылки»,
— «Развитие творческого мышления. ТРИЗ»,
— «Креативное лидерство. Характеристики креативного лидера»,
— «Коучинговые технологии для формирования личной эффективности лидера».
После освоения программы и успешного прохождения итоговой аттестации студентам Пензенского госуниверситета выдадут документы о повышении квалификации.
Мероприятие проведено в рамках реализации в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ. В соответствии с планом мероприятий проекта: «СНО-акселератор: Быть в науке — значит быть первым!» (соглашение о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий от 15.06.2023 г. № 075-15-2023-546 на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ).
Дата обновления: 22.12.2023 11:13